Разрешать нельзя запрещать

26.08.13, 10:00
фото - http://littlebeetle.net
фото - http://littlebeetle.net

Широко известен факт, что японцы обращаются с детьми, которым меньше 5 лет, как с маленькими императорами. Японским крошкам можно все, их ни за что не ругают, а если малыш вытворяет что-то, опасное для него, родители просто оттаскивают свое чадо. Нужны ли запреты или ребенку можно и нужно все позволять?!

Продолжая тему японского стиля воспитания, хочется добавить, что далеко не все знают другой факт – в возрасте от 5 до 15 лет японским детям нельзя ничего. А вот, перешагнувшие 15 летний рубеж подростки, у японцев считаются вполне взрослыми и заслуживают общения со старшими людьми на равных.

Такая, казалось бы, противоречивая схема воспитания имеет вполне логичное обоснование. "Всему свое время" - это один из основных принципов японского мировоззрения, который лежит и в основе системы воспитания.

Логично это и с точки зрения развития ребенка. До 5 лет малыш просто копирует поведение взрослых, и запреты, таким образом, фактически препятствуют получению малышом информации о внешнем мире. К тому же японцы очень строги по части хороших манер, и ребенок просто-напросто ведет себя так, как ведут себя окружающие его люди.

А теперь давайте посмотрим на наших детей. Не забываем, что копирование поведения окружающих – это не уникальная способность японских малышей, а совершенно нормальная модель развития. И, как ни печально, это признавать львиная доля того, что малыши делают – на самом деле – наши с вами поступки.

И откуда малышу знать, что наш категоричный запрет на наши же действия – для его же блага?

Как ни парадоксально это звучит, но жить и расти в условиях четких запретов и разрешений – гораздо проще, чем, принимая самостоятельные решения. Только вот потом, попадая в мир, где нет мамы, которая решает за тебя что правильно, а что – нет, дети испытывают колоссальную психологическую нагрузку.

Дело в том, что отсутствие каких-либо четких запретов не позволяет ребенку делать все и везде. Малыш все равно ориентируется на окружающий его мир. Сначала он это делает бессознательно, а потом – как и все мы, стараясь быть частью общества.

Кроме того, отсутствие запретов вовсе не предполагает, что и родители должны подстраиваться под настроение и желания малыша. Они могут быть ему партнерами и просто обязаны реагировать на детские поступки, говоря о том, что ребенок их опечалил или, наоборот, обрадовал, уточнять, какие поступки приятны окружающим, а какие – нет.

Таким образом, живя в мире без четких границ, малыш с самого раннего возраста учится принимать самостоятельные решения, у него вырабатывается ответственность за свои поступки.

Конечно, все изложенное выше – никоим образом не догма. У подобной модели воспитания есть масса противников, предлагающих вполне обоснованные контраргументы. И выбор, естественно, всегда остается за родителями.

текст - Ольга Гриднева



Комментарии

Еще нет комментариев к этому материалу. Будьте первым!
Напишите ваш комментарий
Комментарий:

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Валентина .«Мама весь час очікувала, що чорний «воронок» приїде і…
Скільки таких історій досі залишаються у сімейних колах!!! Іх необхідно оприлюднювати і писати- писати. Аби не…
Людмила .​НАТО й Україна: співдружність заради миру й безпеки: долаємо…
Вона ж наша зірочка! Олю, завжди рада)
Людмила .Що ви знаєте про НАТО? Вікторина на знання історії Альянсу…
Приємно, що стільки вірних відповідей!