Rock-n-roll: Long Live Dio! Dio: Long Live Rock-n-roll!

16.05.17, 12:00

Эта статья была написана сразу после концерта Ронни Джеймса Дио в Киеве 29 сентября 2005 года, но, по иронии судьбы, так и не была нигде опубликована. С развитием и распространением Интернета, публикуем этот материал, посвящая его грустной дате 16 мая – 7 лет со смерти Дио, а 10 июля ему могло бы исполниться 74. Покойся с миром…

фото с сайта http://rockcult.ru
фото с сайта http://rockcult.ru
Его никогда не называли королём рок-н-ролла, хотя это никогда и не было ему нужно. Взяв себе не совсем скромный сценический псевдоним (в переводе с итал. Dio – Бог), он предвосхитил свою успешность в музыке и обрёк себя на внимание сотен критиков и почитание миллионов поклонников. В отличии от большинства своих коллег по рок-вокальному цеху, он никогда не стремился завоевать американский рынок (и это будучи американцем итальянского происхождения!), путём коммерциализации звучания и всегда держался своего внутреннего железного стержня. И вот, Ронни Джеймс Дио, один из самых узнаваемых голосов в истории тяжёлого рока, побывал с сольным концертом в Дворце Украина, в столице самого большого европейского государства.


Хронология концерта

Несмотря на анонсированное время начала концерта (19.00), зрителей начали пускать в зал только по прошествию 38 минут. Довольно утомительно выглядела реклама одной из водкообеспечивающих компаний в зале перед самым началом концерта, и это на фоне того, что сам урождённый Рональд Джеймс, в отличии от большинства рок-звёзд, никогда не имел проблем ни с алкоголем, ни с наркотиками! Из местных знаменитостей на концерте был замечен лишь Мурик из „Грин Грей” (но это не значит, что других там не было), на которого обратили внимание лишь представители одной из телекомпаний, взявшие у него интервью. Однако время шло, а публику развлекали музыкой других хард-роковых монстров. До появления ожидаемых музыкантов, публике были предложены фонограммы Accept, Warlock, Iron Maiden, GaryMoore, Deep Purple (песня „Кто-то украл мою гитару” прозвучала как указание причины задержки начала концерта) и Def Leppard (группа, в которой сейчас играет гитарист первого состава Dio Vivian Campbell).

Однако, несмотря на скандирование „Дио!” тысячами посетителей Дворца „Украина”, по сцене, оформленной обложкой первого альбома собственной группы нашего героя „Holy Diver”, продолжали меланхолично дефилировать как техники группы и служба охраны, так и совершенно непонятные мужчины и женщины разного возраста с большими полиэтиленовыми пакетами. Но всё-таки концерт начался, хотя не прошло и полутора часа (время – 20.23).

Дио, прекрасно понимая, что значительная (если не основная) часть украинских поклонников, пришла в надежде услышать в его исполнении вещи времён Rainbow и Black Sabbath, построил свою программу соответственно. На затемнённой сцене первой зазвучала партия клавишных, игравших переделанное (улучшенное?) вступление песни „TarotWoman”, первой композиции с самого сильного альбома Rainbow 1976 года – „Rising”.

фото с сайта http://rockcult.ru
фото с сайта http://rockcult.ru
Историческое отступление

Принято считать, что свой железный, во многом тяжёлый характер, Дио выковал именно во время общения с лидером и гитаристом Rainbow, а ранее DeepPurple, Ричи Блэкмором. Именно период психологического становления Дио, как личности, привёл к его уходу из группы Блэкмора в 1978 году, на пике её популярности.

Сотрудничество с музыкантами DeepPurple у Дио началось ещё в далёком 1973 году, когда на его группу Эльф обратили внимание Блэкмор и Роджер Гловер, а последний стал их продюсером. Эльфы сопровождали Пёрпл в турне 1973 года. Позднее, Ронни принял участие в единственном сольном рок-мюзикле Гловера Бал бабочек и фестиваль кузнечиков, исполнив ряд вокальных партий вместе с Дэвидом Ковердейлом, Гленном Хьюзом, Тони Эштоном и рядом музыкантов рангом пониже. В 1975 году группа Эльф”, сменив гитариста на Ричи Блэкмора (точнее было бы сказать, что группу забрал Блэкмор, выбросив из состава гитариста), стала называться Радугой Ричи Блэкмора”, а позднее и просто Радугой.

СотрудничествоДио с „глубоко-пурпурными” продолжилось в 2000 году в записи концертного альбома с Лондонским симфоническим оркестром.А исполнение суперхита SmokeonthewaterДио вместе с Гилланом можно воспринимать как весомый щелчок по блэкморовскому носу (в составе DeepPurpleс 1994 года вместо Блэкмора гитарой заведует Стив Морс). Кроме того Ронни Джеймс вместе с музыкантами из Scorpionsпопал в фотобуклет альбома DeepPurpleBananas”.

Следует заметить, что, как правило, вещи Rainbow на своих сольных концертах один из самых титулованных вокалистов рок-музыки если и исполняет – то очень редко. Своеобразный намёк на непростые отношения с Блэкмором можно услышать в песнях проекта Dio – Rainbowinthedark” и Hideintherainbow”.

Хронология концерта

С появлением Дио на сцене, первые ряды встали с мест и чтобы что-то увидеть приходилось вставать следующим и следующим за ними рядам. Такая тенденция продержалась практически до конца концерта. Сразу же по окончанию первой песни, Ронни принимает цветы и пожимает руки фанам, расположенным ближе всего к сцене. Следующим номером концерта звучит оДИОзная песня группы BlackSabbath с альбома „MobRules” – „Signofthesoutherncross”, с середины переходящая в сольный номер „Onenightinthecity”. После исполнения такого мини-попурри, встреченного очередным гулом оваций, Дио демонстрирует жёлто-голубой флаг, где на голубой полосе красуется его торговая марка, выполненная фирменным шрифтом, что вызывает очередной взрыв эмоций разновозрастной публики.

фото с сайта http://news.sagacom.com
фото с сайта http://news.sagacom.com
Историческое отступление

Творческий этап сотрудничества с BlackSabbathзанял для нашего героя меньший период времени, чем работа в Rainbow. Хотя, вообще-то, довольно сложно понять как Бог(Dio), мог принимать участие в Чёрном Шабаше (BlackSabbath), хотя, как известно, на всё воля божья…”.Однако это было обусловлено, скорее, стремлением Дио к сольной работе, чем конфликтом с генератором идей и соло-гитаристомШабаша Тони Айомми. Об этом свидетельствует и то, что Дио ненадолго вернулся в Sabbath в 1992 году для записи одного из самых сильных послеосборновских альбомов Dehumanizer”. Участие в записи этого диска, напоминало, скорее, дружескую помощь, учитывая сложности в тогдашних отношениях Тони Айомми с вокалистом Тони Мартином. Возможно, корень взаимопонимания Ронни и Тони лежит в их итальянском происхождении. Чего только стоит возобновление сотрудничества бывших участников BlackSabbathпериода Дио под названием Heaven & Hellc 2006 года и фактически до смерти Ронни…

Хронология концерта

По окончаниюкомпозиции, музыканты удаляются со сцены и внимание публики концентрируется на видеомониторах, которые начинают трансляцию довольно интересного материала. Уходящие к линии горизонта буквы (в стиле „Звёздных войн”) сообщают об угрозе мировой цивилизации от диско-агрессоров, справиться с которыми может только Дио. После небольшого мульти-клипа в сопровождении симфо-дума, главная страшилка трансформируется в образ Ронни Джеймсовича, который произносит монолог, в котором использует названия всех значимых хитов из его сольной карьеры. Гаснет свет и следующий номер – „Standupandshout”, песня с которой обычно начинаются сольные концерты Дио. И, без времени на расслабление, – мегахит Дио, как лидера одноимённой группы, и первая песня с его самого удачного альбома по мнению критиков – „Holy Diver”.

После следующей нехитовой композиции, на сцене даётся простор для демонстрации музыкальной техники ударника – соло и „заигрывание” с залом которые длятся более семи минут. Следует сказать, что во времени „тщательно подготовленной импровизации” ударник активно использовал бонги, что в „чистом” хард-роке – явление довольно редкое (они активно используются во фламенко, фьюжн, прогрессиве и т.д.). На определённом этапе самостоятельная „мясорубка” ударника перерастает в работу „под минус один”, то есть под фонограммный материал, в котором не достаёт только барабанов. Музыка, под которую он продолжает портить дорогостоящую аппаратуру, не имеет ничего общего ни с Рэйнбоу, ни с музыкой Дио. Это симфо-ориентированный рок с претензией на арт-изысканность.

фото с сайта http://radiominsk.by
фото с сайта http://radiominsk.by
Историческое отступление

Следует сказать, что самым ярким открывателем талантов всё же был Блэкмор, достаточно сказать, что подавляющее большинство музыкантов, прошедших через Rainbow (не говоря уже проDeepPurple”), сделали успешную карьеру и реализовались как личности именно там. Дио же брал либо уже готовых звёзд, как Винни Апписи, либо же люди малоизвестные, работавшие с ним, звёздами не становились.

Хронология концерта

Следующий, достаточно невыразительный концертный номер, вызывает лёгкое падение интереса публики и некую апатию к происходящему. Однако тут же начинает звучать один из самых сильных сольных номеров Дио – „Don’ttalktostrangers”, который возвращает несколько утраченный к нему интерес. В оригинальной версии следом звучат и „Straighttoyourheart”, и „Rainbowinthedark”.

„Shameonthenight”продолжает концерт, прерываясь на сольные вариации гитариста, чьи пассажи, к слову сказать, в лирической их части изрядно напоминают технику Ричи Блэкмора. После демонстрации гитарного потенциала проекта по имени Дио, свет концентрируется на клавишнике, который начинает „кормить” публику думовыми экзерсисами, напоминая не совсем забытое выступление на фестивале „Чайка” рок-антисекты под названием „ParadiseLost”. Постепенно к клавишнику подключается гитарист, позднее басист и ударник, и появившийся на сцене хозяин проекта полноценно допевает „Shameonthenight”.

Историческое отступление

Большинство музыкальных критиков однозначно считают основоположником музыкального направления doom-metalанглийскую группуBlackSabbath”, в которой Дио заменил Оззи Осборна, оставив коллектив Блэкмора. И хотя патента на исполнение соборного материала Дио не получил, однако его поэзия 1978-1983 годов всё более тяготела к мистицизму, вытеснив увлечение средневековой поэзией.

Хронология концерта

На всякий случай, ещё раз исполнив короткую версию „HolyDiver”, мистер Рональд „не-Рэйган” объявляет песню „Gates of Babylon”, центральную композицию с последнего студийного альбома Рэйнбоу с его участием „Long Live Rock-n-roll”, имеющую определённую склонность к арт-року. Кульминацией концерта становится исполнение одноимённого номера с первого альбома BlackSabbath, в котором принимал участие Дио – „Heaven and Hell”.

фото с сайта http://675756.beon.ru
фото с сайта http://675756.beon.ru
Историческое отступление


И по хронологии развития рок-музыки, и по мнению многих музыкальных критиков, именно Heaven and Hell является верстовым столбом” между хард-роком и хэви-метал. Именно на этом стыке и строится большинство сольных композиций Ронни Дио.

Хронология концерта

Следует отметить отличный звук и превосходную работу светооператора на концерте. В нужные моменты в зале гас свет, багровым светом высвечивалось лишь лицо вокалиста, визуально трансформируя „Бога” в Дьявола. На волне сумасшедшего успеха прошла и следующая песня, после которой музыканты покинули сцену. И выходили и покидали они её ещё два раза (но мы-то знаем эти вещи!), требуя вызовов „на бис”.

Следующий блок был начат композицией с первого альбома Рэйнбоу „Manonthesilvermountain”, которая так тяжело и энергично ещё никогда не звучала, и по саунду напоминала что-то среднее между Slayer и Aliceinchains. Не дав публике времени прийти в сознание, Dio окончательно добивает её номером „Longliverock-n-roll”, давая возможность зрителям-соучастникам попеть вдоволь и несколько растянув его по сравнению с оригинальной версией.

После третьего вызова на бис и этикетного реверанса, Дио исполняет „Lastinaline”, а после неё признаётся украинской публике в любви, потому что… „Werock!”, это и есть финальная композиция. После этого ударник выбрасывает в толпу 8 барабанных палочек, в зале зажигается свет. Концерт, длившийся 1 час 59 минут, окончен.

В творчестве Дио практически нет баллад.В отличии от англичанина Ковердэйла, он не стремился заработать популярность любой ценой. Он мог себе позволить опаздывать на концерты и давать советы самому Дону Доккену, ибо он – был Дио…

Роман ЯКОВЕНКО, диппёрпловед



Комментарии

Еще нет комментариев к этому материалу. Будьте первым!
Напишите ваш комментарий
Комментарий:

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Валентина .«Мама весь час очікувала, що чорний «воронок» приїде і…
Скільки таких історій досі залишаються у сімейних колах!!! Іх необхідно оприлюднювати і писати- писати. Аби не…
Людмила .​НАТО й Україна: співдружність заради миру й безпеки: долаємо…
Вона ж наша зірочка! Олю, завжди рада)
Людмила .Що ви знаєте про НАТО? Вікторина на знання історії Альянсу…
Приємно, що стільки вірних відповідей!