Чистая наука, психоделия и глобализация
Сразу же сделаем небольшое пояснение касательно названия статьи. Если слово «наука» понятно практически всем, то термин «психоделия», хоть и у многих на слуху, но истолковать его возьмётся далеко не каждый.
Итак, психоделия – направление в мышлении и искусстве, получившее наибольшее распространение в музыке, менее распространённое в литературе и изобразительном искусстве, расцвет и пик популярности которого пришёлся на конец 60-х годов двадцатого столетия. Расцвет психоделии совпал по временным рамкам с расцветом движения «хиппи», однако нельзя утверждать, что психоделического направления в искусстве не существовало ранее, и его дальнейшего развития не происходит сейчас.
Для произведений этого направления характерны нестандартность творческих решений, кажущаяся оторванность от реального мира, выраженная в стремлении к выходу за границы познаваемого, и самодостаточность, которая, как известно, зачастую ведёт к самозамкнутости.
Предельно вольная форма психоделических творений, свободная от догм и стереотипов массовой культуры, создавалась, довольно часто, под воздействием галлюциногенов и психотропных препаратов, позволявших, как тогда было принято считать, очистить «двери восприятия» и познать истинную сущность бытия. Это позволило многим неискушённым классифицировать психоделию? как искусственную наркокультуру; и хотя доля правды в этом есть, в целом же, такое определение ложно.
Что же касается претенциозного словосочетания «чистая наука», то не стоит искать сходства с «чистым разумом» Канта, хотя, безусловно, определённые параллели возможны. Толкование сего определения даётся в тексте в достаточном объёме. Конечно же, вся наука могла бы оставаться «чистой», но мир изменился…
Мир изменился, в этом нет никаких сомнений. Вот только произошло это задолго до того, как арабские камикадзе поставили жирную запятую в истории Соединённых Штатов. Это случилось тогда, когда сознание капиталистического общества было жестоко и необратимо травмировано иллюзией безопасности использования достижений научно-технического прогресса. Абсолютно правильно было сказано в своё время: «Что бы не делал учёный – он делает оружие». И если рядовому обывателю довольно сложно разглядеть в электробритве опустошителя земельных недр, а в газонокосилке узреть разрушителя озонового слоя атмосферы, то последствия расщепления атома уже успели повергнуть в ужас не один миллион “Homo Sapiens”.
Немного позднее, двое (или всё-таки трое?) писателей из Харькова изрекли: «Армагеддон был вчера». Или позавчера. В любом случае, уже поздно искать новую концепцию бытия, пытаться делать ремиксы на гуманизм, и радоваться тому, чего давным-давно уже нет, а может никогда и не было.
Человечество, в своём подавляющем большинстве, давно уже не интересуют идеи всеобщего братства, любви и справедливости. Развитие мировой философии трагически закончилось максимальной концентрацией прагматизма в сознании биосоциума.
Познание общих принципов бытия никому не нужно, потребность испытывается лишь в прикладных элементах науки, которые способствуют упрощению физического существования человеческого организма без приложения к этому никаких усилий. При этом, деятельность учёных, которые не стремятся к собственному обогащению, всеобщему признанию или хотя бы получению учёной степени, воспринимается обществом снисходительно-сочуственно, хотя именно такой вид умственной деятельности следует считать «чистой наукой».
Свою негативную роль в общей пассивности рода человеческого сыграло развитие Интернета. Ту информацию, знания и научные достижения, за которые люди в своё время отдавали жизнь, теперь можно получить при помощи простого нажатия пальцем клавиатуры, имея при этом минимальное количество денежных знаков.
Минимизация культурных потребностей и потребностей в развитии своих умственных способностей ведут к тотальной культурной деградации, которую всячески культивируют большинство средств массовой информации и массовая культура.
Коммерциализация научных исследований, вызванная развитием мировой рыночной экономики, и крах попытки формирования полноценного общественного сознания, опустили человечество ниже ещё на одну ступень своего развития, в очередной раз отодвинув на неопределённый срок создание на Земле Ноосферы, или сферы чистого разума.
Казалось бы – самое время для развития религии, как всеобщей альтернативы культурно-этического развития. Однако основные мировые течения религии продолжают всё более догматизировать свои постулаты, опять-таки ограничивая умственную деятельность индивидов, уповающих на высшие силы.
Отсутствие желания существовать в подобных социальных условиях, нередко приводит к сознательной психологической отчуждённости от реального мира, результатом и следствием которой являются наркомания и необратимые психические заболевания.
Развитие науки и техники, которое привело к глобализации мировой экономики вызвало бурное возмущение тех жителей Земли, которые всё ещё пытаются думать и жить не только сегодняшним днём.
Попробуем разобраться в чём же именно виновата наука?
Одной из наиболее остро стоящих проблем перед человечеством, является проблема перенаселения. За период с 1960 по 2000 год (то есть за сорок лет), численность населения Земного шара удвоилась и сейчас составляет немногим более шести миллиардов человек. Дальнейшие прогнозы относительно увеличения численности населения обещают ещё более бурный рост. Причём увеличение численности происходит за счёт монголоидной и негроидной расы, в то время, как народности европейского типа постепенно вымирают. Не парадоксальным ли, является тот факт, что постепенно исчезает с лица планеты, именно наиболее научно-технически развитая раса?
Ресурсы, необходимые для существования человека, как известно, ограниченны. И, в довольно скором времени, с концепцией гуманизма придётся распрощаться, ибо придётся решать, кому именно жить дальше. После полного осознания неизбежности этого фактора следует ожидать максимальной активизации научной деятельности, прикладной и неизбежной, но никак не искренней и естественной.
Проблема экологии, напрямую вызванная научно-техническим прогрессом, при помощи него же и может быть решена. И проблема здесь не в науке, а в человеческой алчности и непредусмотрительности.
Проблема состоит, в первую очередь, в теоретизации большинства направлений современной науки. Достаточно лишь задуматься, сколько сотен тысяч (миллионов?) людей на Земле имеют учёные звания, работают над их получением или же занимаются прикладными научными исследованиями.
Однако же, несмотря на их огромное количество, человечеству не удалось победить болезни, голод и нищету; сделать счастливым хотя бы одного человека. Официальная наука превратилась в ширму, за которой прячутся стремление к наживе, социальному росту и личностные комплексы неполноценности.
В то же время, чистая наука, имеющая психоделический характер, стоит в стороне от общественной жизни, несмотря на свою полезность и актуальность. Часто это происходит вследствие коррумпированности национальной науки, или же в результате опровержения основных постулатов сформировавшегося научного мировоззрения.
В результате всего сказанного, несмотря на всю пессимистичность возможных выводов, не хочется ставить точку на развитии чистой науки, поэтому в конце статьи будет стоять троеточие …
Роман Яковенко, г. Кропивницкий
Комментарии
Еще нет комментариев к этому материалу. Будьте первым!Что мне даст регистрация?