Ирина Коваль: Алиса в стране чудес!

27.11.19, 12:00

"Сколько себя помню, всегда хотел неизвестно чего. На самом деле чего угодно, лишь бы не того, что считается обычной человеческой жизнью. Невозможного. Того, чего нет."

Макс Фрай

Эта цитата из произведений современных российских писателей на ФБ странице Ирины Коваль, наверное, как нельзя лучше отражает глубину ее человеческой души, удивительной женщины, предпринимателя, успешной журналистки и общественного деятеля.

В сегодняшнем интервью с Ириной, мне захотелось познакомить читателя своего персонального блога с современной образованной и успешной украинкой. А также дать вам практические советы в отношении продвижения своего собственного бизнеса и рекламы через социальные сети.

Андрей: Ирина, вы и предприниматель, и общественный активист, и блогер. Имеете опыт работы и в традиционных и в социальных медиа, даже на госслужбе в Министерстве по чрезвычайным ситуациям. Читателю хотелось бы немного больше узнать о вас, чем сухой список компаний, с которыми вы сотрудничали. Если продолжить, Ирина Коваль - это...?

Ирина: В первую очередь – журналистка! Это мечта с 6-го класса, образование, профессия, стиль жизни. Во-вторую – бизнес-вумен. Частное предпринимательство вошло в мою жизнь полтора года назад и в корне изменило ее. Еще – это путешественница, искательница, писательница, блогерша, страстная любительница книг, особенно нон-фикшн и детективных исторических романов.

Андрей: Вместе с вами мне посчастливилось учиться на он-лайн курсе «Деловые тексты». Мне, как не журналисту, он действительно полезен. Вы журналист по образованию и опыту работы, зачем вам этот курс?

Ирина: Когда я изучала интернет-журналистику в ВУЗе (а это был 2007-2008 год), телефоны были кнопочными, а чтобы скачать реферат нужно было идти в ближайший интернет-клуб. Из соцсетей был только «ВКонтакте», где мы стыдливо обменивались сообщениями типа «Привет. Как дела?» и раз в полгода могли обновить аватарку. На парах по интернет-журналистке мы писали конспекты (ага, конспекты), о том, как американские военные придумали интернет. О соцсетях как глобальном инструменте брендинга, позиционирования, пиара, маркетинга, обмена новостями, формирования лидеров мнений никто еще даже не думал. По-крайней мене, у нас, в провинции (кстати, именно так называется один из первых черкасских сайтов).

Поэтому я учусь всю жизнь, и хоть прошла уже сотни тренингов, мастер-классов и вебинаров, но курс, где знакомые мне журналистские жанры подавались бы под соусом использования их в соцсетях встречаю впервые. И курс очень хорош!

Андрей: У вас достаточно разнообразный опыт в сфере журналистики, PRа, общественной деятельности, а в чем ваша основная экспертность?

Ирина: Думаю, в том, чтобы раскрывать потенциал людей и их проектов: будь то социальная инициатива, бизнес, мастерская, фестиваль, научная инновация или даже целый город, как проект.

У меня есть «врожденная» особенность – видеть в людях в первую очередь хорошее. А уже потом – моменты, которые можно улучшить.

Мне кажеться, что весь проект PR-агенция «Semenova Media», о том, что такая черта характера – очень полезная штука. И при этом – еще и очень монетизируемая!

Андрей: На своей странице в ФБ, вы позиционируете себя как человек, который создает бренды из стартапов. Это хороший PR ход или у вас есть реальные примеры когда из гаражной мастерской удалось, с помощью вашей экспертности, создать бренд мирового масштаба?

На странице не сказано «бренды мирового масштаба», но раз Вы об этом упомянули – уверена, что все впереди! Есть две истории, из которых я, по-сути, начала, и которые привожу в пример. Первая – об Виталии Андриенко и его мастерской «Мудрый плотник» (https://www.facebook.com/wisecarpenter/).

С Виталием мы познакомились на проекте «Идея-Дейстивие-Результат» общественной организации «ПроМолодь». (https://www.facebook.com/promolod/). Я пришла туда с проектом запуска 3-го сезона «Черкасской МедиаШколы» (был у меня такой образовательный проект для детей, которые в будущем стремятся стать журналистами или блогерами, но на несколько лет прервался по личным причинам). А Виталий пришел со своим проектом, в котором он уже год (!) на собственном энтузиазме обучал мальчиков из неполным семей работать с деревом, металлом, электроинструментами, а также «мужской мудрости», как об этом говорит сам Виталий – о том, как быть мужчиной, мужем, отцом, прививают ценности. Меня поразило то, что этот человек, у которого уже 4-ро собственных детей, тогда находился в сложных условиях (переехал из Луганской области в Черкассы из-за войны), а думал о других. Но абсолютно не просил помощи через соцсети. И даже больше – никак на рассказывал о проекте. А на одно энтузиазме далеко не заедешь. Вообщем, мы нашли в далеко запрятанных файлах компьютера Виталия качественные фотки занятий с мальчиками, я взяла у него интервью, разместила это на городском сайте in.ck.ua – и вуаля! На следующий день Виталий проснулся знаменитым, по-моему, не было ни одного черкасского СМИ, которое о нем бы не написало или не сняло бы сюжет. Потом подключились и коллеги из всеукраинских изданий.

Отвечая на Ваш вопрос, я зашла на страничку «Мудрого плотника» и увидела, что Виталий уже проводит мастер-классы для людей из других городов о том, как основать подобный проект. По-моему, это как раз история о том, как частная инициатива превратилась в бренд, которому хотят подражать. По-сути, это фрашиза, но только в социальном плане.

Вторая история – знакомство на том же проекте с Назарием Романченко – студентом-изобретателем из Черкасс. Назарий рассказал мне о своей разработке – уникальной автономной системе метеонаблюдения для фермеров, которая дает возможности фермеру отдаленно наблюдать за тем, что происходит у него на поле. Когда я спросила, где размещена информация о системе, Назар сказал мне: «На сайте моего университета». Тоесть там, где его целевая аудитория никогда не смогла бы это увидеть. В этом кейсе тоже была одна-единственная статья, где об разработке было написано понятным языком на популярном городком сайте с привлекающим внимание заголовком. На следующий же день изобретателю позвонили представители 3-х всеукраинских телеканалов. А позже – и потенциальные инвесторы.

И тогда я впервые задумалась о том, что мне стоит пойти в пиар.

Собственно, между возникновением этой шальной мысли и оформлением ЧП и появлением первых клиентов прошло меньше месяца.

Дальше было сотрудничество и с фестивалями, и с рок-группой, и с медицинскими бизнесами, но именно эти первые, социальные кейсы (причем сделанные мной совершенно бесплатно для героев), я вспоминаю с особой теплотой.

Они показали мне ПУТЬ.

Андрей: Теперь вы показываете своим клиентам их Путь. От вас я слышал о качественном PR в социальных медиа. Сегодня только ленивый не предлагает продвижение в соцсетях. Назовите факторы качества и результативности продвижения?

Ирина: Я с Вами несогласна насчет «ленивых». На самом деле рынок только формируется и в Черкассах, например, еще полтора года назад ниша была совсем пустой. Были рекламные агентства, которые предлагали наружную рекламу, листовки, биг-борды, сити-лайты. Были отдельные журналисты, которые в свободное время «подрабатывали» СММ-щиками, почти одновременно с нашим появилось агенство «Море», которое специализуется на таргетинге. Но комплексный подход с проведением стратегической сессии, привлечением специалистов по разработке сайта (при необходимости) и фокусировке на контенте в соцсетях (тексты, фото и видео) не было. И хотя сейчас подобные творческие союзы и агенции появляются, но и рынок растет. Это как с гелиевыми ногтями пошла мода – и начали появляться мастера. Видишь у подружки ухоженные руки, интересный рисунок – и себе хочется такой же. А страница в соцсети – это же тоже лицо и руки (потому что позиционирует и помогает зарабатывать). Причем это лицо ежедневно видит по 5 000 людей – намного больше чем в личной жизни. Есть ли смысл доверить это виртуальное лицо специалистам? Думаю, что вопрос риторический.

Андрей: Что вы посоветуете нашим читателям, чтобы помогло им выбрать именно качественного специалиста или компанию?

Ирина: Во-первых, смотрите на отзывы и порт-фолио. Не скажу, что это 100% застрахует от неудач, но даст хотя бы какое-то представление о работе специалиста. У меня лично было такое, что один из подрядчиков сбросил якобы свой сайт, а это оказалась не его работа. И обман выявился в процессе работы над сайтом заказчика. Поэтому советую 100% не доверять рекомендациям, а проверить человека на каком-то маленьком проекте или участке работы. Там, где вы не понесете серьезных утрат, если что-то окажется не так.

Во-вторых, обращайте внимание на то, вникает ли пиар-специалист в Вашу ситуацию, предлагает ли диагностическую сессию и в идеале стратегическую сессию для Вашего бизнеса. Если нет – а сразу предлагает набор стандартных инструментов – я бы не советовала к таким обращаться. Индивидуальный подход очень важен, ведь пиар – это увеличительное стекло. Он показывает как все плюсы, так и недостатки бизнеса.

И, в третьих попробуйте почувствовать человека. Важно, чтобы Вам было комфортно с ним или с его командой, потому что дальше будет очень много коммуникации. Ко мне многие клиенты ходят больше, как к психологу, чем как к пиар-специалисту, и это неудивительно, ведь я помогаю им проявлять себя и открываться миру. И именно поэтому уже полтора года активно изучаю психологию.

Андрей: А расскажите, пожалуйста, о своем самом неудачном проекте? В чем суть неудачи?

Ирина: Как-то я взялась за проект, который «очень горел». Заказчица была нервная женщина, которая хотела за минимальные деньги получить максимальный результат и в очень короткие сроки. Лично я ее не видела, общение происходило по телефону. Согласилась я только потому, что она была по рекомендации от хорошей знакомой, а у меня было еще мало опыта и недостаточно любви к себе и своей команде, чтобы ставить нормальные цены и не брать то, что нужно «на позавчера». В результате – очень быстро и качественно сделанная (и 5 раз переделанная) работа, испорченные нервы и новогодний корпоратив, 150 звонков за 3 дня в любое время дня и ночи и требования вернуть деньги (хотя часть из них уже ушла на рекламную кампанию) с угрозами «приехать в Черкассы и чуть не закопать нас». Деньги мы вернули и я тут же проработала этот момент с коучем и написала пост «5 причин дорого продавать свои услуги», который стал одним из самых комментируемых на моей странице и набрал очень много шеров.

Интересно, что как только я сделала выводы из ситуации, тут же пришла заказчица с нормальным контрактом, которая так и сказала «я не собираюсь с Вами торговаться, мне нужен результат».

Андрей: Ирина Коваль, это не только экспертность и работа. А кто вы как человек и женщина?

Ирина: Мне кажется, что я – Алиса в стране чудес. Вот та, что постарше, из фильма. Алиса выросла, но подход к жизни никак не поменялся. Как видела и встречала чудеса повсюду, так и продолжает. А если чудес давно не было – делает все, чтобы они появились.

Андрей: Я коллекционирую формул счастья различных людей. Вы счастливый человек? Какая ваша формула счастья?

Ирина: Думаю, да, поскольку наконец-то научилась жить в моменте. Не заглядывать очень далеко в будущее. Не жалеть о прошлом. Понимать, что в жизни не все на 100% зависит от меня и некоторым вещам просто нужно дать случиться и посмотреть, что из этого выйдет. И еще, недавно я перестала суетиться. Раньше мне хотелось быть, как Днепр. Спокойной и рассудительной. Сейчас я мечтаю быть, как море. Тоесть позволять себе быть разной. По-моему, в этом и есть формула счастья. Осознавать то, что ты можешь меняться. И при этом всегда быть в согласии с собой.

Больше информации об Ирине и о проектах, которые она ведет на ее персональной ФБ странице https://www.facebook.com/semenova.irynka



Комментарии

Еще нет комментариев к этому материалу. Будьте первым!
Напишите ваш комментарий
Комментарий:

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Нинэлька .Новая детская театральная студия в Кировограде
Доброго вечора. Студія іще працює?
Михаил .Кировоградский главпочтамт
Красивые фото, но лучше бы номер телефона 19 отделения связи был правильно указан.
Вікторія .Кав’ярня-піцерія "Scorini"
Згодна, і ще й зручно замовляти, бо у центрі